Пользовательского поиска
|
Гальперин.
Их теории, разработанные на основе экспериментов с детьми, целиком и полностью
относятся к общей генетической психологии. Известная книга Ж. Пиаже
"Психология интеллекта" — это книга не о ребенке, это книга об
интеллекте. П. Я. Гальперин создал теорию планомерного и поэтапного
формирования умственных действий как основы формирования психических процессов.
К
генетической психологии относится экспериментальное изучение понятий,
осуществленное Л. С. Выготским.
Детская
психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с
особыми единицами анализа — это возраст или период развития. Следует
подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов,
это не календарная дата. По определению Л. С. Выготского, возраст — это
относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и
динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием:
есть периоды развития, "эпохи", равные одному, трем, пяти годам.
Хронологический и психологический возраста не совпадают. Хронологический
(паспортный) возраст — лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне
которой происходит процесс психического развития ребенка, становления его
личности.
Детская
психология — учение о периодах детского развития, их смене и переходах от
одного возраста к другому. Поэтому эту область психологии правильнее называть
детской возрастной психологией. Типично детскими психологами были Л. С.
Выготский, А. Валлон, Д. Б. Эльконин. Как образно говорил Д. Б. Эльконин: "Общая
психология — это химия психики, а детская психология — физика, так как она
имеет дело с более крупными и определенным образом организованными
"телами" психики. Когда материалы детской психологии используются в
общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и ничего не говорят о
ребенке".
Разграничение генетической и детской психологии свидетельствует о том, что сам предмет детской психологии исторически менялся. В настоящее время предмет детской психологии — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Продвижение в решении теоретических задач детской психологии расширяет возможности ее практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания