Пользовательского поиска
|
решений и проведение их в жизнь. Кроме
паришада при императоре был тайный совет из узкого круга доверенных лиц, а в
необходимых случаях собирался и совещательный представительный орган
раджасабха, в который входили, видимо, как сановники, так и аристократы из
числа прежде независимых правителей, выборные от горожан и общин. Судя по
организации отдельных ведомств, в частности военного, для управления ими
существовал специализированный штат чиновников, группы которых отвечали за свою
сферу деятельности: одни ведали пехотой, другие — боевыми колесницами, третьи —
боевыми слонами, четвертые — снабжением и снаряжением войска, пятые — флотом и
т. д.
Можно предполагать, что аналогичным
образом выглядел бюрократический аппарат и в других ведомствах, сведений о
которых нет. Косвенно об этом свидетельствуют, в частности, данные об
административном управлении городами. Часть городов управлялась чиновниками
центра, другие — провинциальными администраторами. Принцип управления был тем
же: ведомство делилось на группы специализированных чиновников, каждая из
которых отвечала за свой участок работы: контроль, взимание налогов и пошлин,
надзор за ценами и ценами, сохранностью общественных зданий, регистрацией
населения и т.п.
Центральному аппарату подчинялись
провинциальные, причем характер их варьировал в зависимости от степени
важности, уровня развития либо отдаленности того или иного района. В империи
было четыре – пять главных наместничеств, управление которыми осуществлялось
как наместниками из центра (ими бывали преимущественно царевичи), так и прежде
существовавшей там местной администрацией, иногда во главе с местными
правителями-раджами. Аналогичным образом, т. е. в форме сочетания
централизованной системы администрации с местной, вплоть до общинных органов
самоуправления, обстояло дело в провинциях и областях, в том числе в тех
районах, где сохранялась местная автономия, как, например, в ганах и сангхах с
ненаследственной выборной властью правителей.
Содержание громоздкого и разветвленного аппарата администрации, равно как и всех аристократов, воинов и вообще всей сложной государственной структуры, падало на плечи трудящихся, прежде всего крестьян-общинников, выплачивавших в казну шестую долю урожая в качестве ренты-налога и выполнявших различные повинности. Кроме общинного землевладения существовало должностное, включая храмово-жреческое (земли брахманов и