Пользовательского поиска
|
окружающая действительность, то объектом самосознания является
сам человек, его «Я».
"Я" - понятие, отражающее единство и целостность
личности с ее внутренней стороны, человека, каким он известен самому себе.
Человеческое "Я" - прижизненное, многогранное, постоянно
изменяющееся образование. В самосознании личности одновременно сосуществует
множество "Я". Можно выделить физическое "Я"
("Я"-как организм), социальное "Я" ("Я" как
социальный индивид),' "Я"-духовное, или личностное ("Я" как
личность). По времени можно дифференцировать "Я"-прошлое,
"Я"-настоящее и "Я"-будущее; по модальности -реальное
"Я" (каков я есть на самом деле), идеальное "Я" (каким бы я
хотел быть), идеализированное "Я" (избирательно реконструированное,
искаженное представление, о себе); рефлексивное, или зеркальное "Я"
(каким меня воспринимают другие). Эти
"Я"-образы могут не совпадать, вступать между собой в
конфликт, являясь источниками различных противоречий личности. Кроме того, на
представления человека о самом себе большое влияние оказывают другие люди,
значимые для него, становящиеся внутренними -"собеседниками".
Центральным образованием самосознания является
"Я"-концепция -согласованная, непротиворечивая и вербально
зафиксированная система представлении человека о самом себе, итог познания и
оценки самого себя через отдельные "Я"-образы в условиях различных
ситуаций. Процесс самосознания осуществляется посредством динамики различных
образов "Я", а, результатом является сформированное, стабильное
представление о самом себе, благодаря которому у человека создается ощущение
своей постоянной определенности, самоидентпчности. "Я"-концепция
определяет не столько то, что собой представляет индивид, сколько то, что он о
себе думает, как смотрит на возможности своего развития в будущем, будучи раз
выработанной, "Я"-концепция избирательно допускает в свои границы
новые факты жизненного опыта, т.е. создает интерпретационную матрицу для истолкования
вновь поступавших данных о себе. Информация, согласующаяся о содержанием и
структурой "Я"-концепции, принимается без труда, а противоречащая ей
не принимается, как бы отфильтровывается.
Не у каждого человека представления о себе складываются в устойчивую
систему. У некоторых людей они функционируют в форме отдельных ситуативных
образов "Я", не оформляясь в "Я"-концепцию, которая
является показателем зрелости самосознания.