Пользовательского поиска

для   отбора знаний и способа, их практиче­ской реализации в проявлении личной позиции (мотивирующая, побу­дительная его функция) и основанием для выбора в качестве ориен­тиров определенной желаемой системы ценностей и норм (когнитив­ная функция). В последнем случае убеждение   участвует в выборе мотивов, целей, поступков, реализуя тем самым воздействие лич­ных ценностей на характер личной ориентировочной деятельности. Убеждения, как и другие смысловые образования, способны служить той надситуативной нравственно-оценочной опорой, с позиции кото­рой человек осознает результаты своей деятельности, проверяет, насколько в ней воплощены его собственные ценности.

Ценностно-деятельностный подход позволяет, таким образом, выделить достаточно строгие признаки, с помощью которых можно проследить уровни сформированности (усвоения)   личных ценностей. При этой характер личностного смысла, придаваемый усваиваемым ценностям, выступает, с одной стороны, как характеристика уровня их усвоения, с другой стороны, как способ удовлетворения различ­ных потребностей личности.

Самый первый уровень усвоения ценностей - знания. Личностный смысл, придаваемый знаниям, выражен минимально. Более высокий уровень - взгляды, ориентации. При этом личностный смысл  вы­полняет функцию фиксирования отношения к объекту, к возможнос­тям его использования для удовлетворения своих потребностей, что  выражается в субъективной оценке его как "полезного", "нейтраль­ного" или "вредного". Если ценности придается личностный смысл эталона, определяющего выбор цели, мотива, поступка, то можно говорить об усвоении ценностей на высшем уровне - в роли убеж­дения. При этом личностный смысл, придаваемый ценностям, усвоен­ным на уровне убеждения, может быть различным: он может быть    императивным, основывающимся только на требованиях внешних   общепринятых образцов. О таком варианте личностного смысла писал С.А.Рубинштейн: "Люди часто поступают так или иначе, потому, что так делают "все" (так принято, так общепринято, так поступают). В этом случае я сам как внутренняя контрольная инстанция, я моя собственная ответственность отпадают". В этом случае мы имеем дело с убеждением, усвоенном на уровне императивного личностного смысла, а способ ориентировки, в котором участвуют такие убеждения, будет конформным. Его когнитивный компо­нент полностью определяется той идеологией, которая характерна для ближайшего социального окружения личности, личные качества человека с преобладающим конформным способом ориентировки могут способствовать превращению его либо в

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта