Пользовательского поиска
|
для отбора знаний и
способа, их практической реализации в проявлении личной позиции (мотивирующая,
побудительная его функция) и основанием для выбора в качестве ориентиров
определенной желаемой системы ценностей и норм (когнитивная функция). В последнем
случае убеждение участвует в выборе
мотивов, целей, поступков, реализуя тем самым воздействие личных ценностей на
характер личной ориентировочной деятельности. Убеждения, как и другие смысловые
образования, способны служить той надситуативной нравственно-оценочной опорой,
с позиции которой человек осознает результаты своей деятельности, проверяет,
насколько в ней воплощены его собственные ценности.
Ценностно-деятельностный подход позволяет, таким образом, выделить
достаточно строгие признаки, с помощью которых можно проследить уровни
сформированности (усвоения) личных
ценностей. При этой характер личностного смысла, придаваемый усваиваемым
ценностям, выступает, с одной стороны, как характеристика уровня их усвоения, с
другой стороны, как способ удовлетворения различных потребностей личности.
Самый первый уровень усвоения ценностей - знания. Личностный смысл, придаваемый знаниям, выражен минимально. Более высокий уровень - взгляды, ориентации. При этом личностный смысл выполняет функцию фиксирования отношения к объекту, к возможностям его использования для удовлетворения своих потребностей, что выражается в субъективной оценке его как "полезного", "нейтрального" или "вредного". Если ценности придается личностный смысл эталона, определяющего выбор цели, мотива, поступка, то можно говорить об усвоении ценностей на высшем уровне - в роли убеждения. При этом личностный смысл, придаваемый ценностям, усвоенным на уровне убеждения, может быть различным: он может быть императивным, основывающимся только на требованиях внешних общепринятых образцов. О таком варианте личностного смысла писал С.А.Рубинштейн: "Люди часто поступают так или иначе, потому, что так делают "все" (так принято, так общепринято, так поступают). В этом случае я сам как внутренняя контрольная инстанция, я моя собственная ответственность отпадают". В этом случае мы имеем дело с убеждением, усвоенном на уровне императивного личностного смысла, а способ ориентировки, в котором участвуют такие убеждения, будет конформным. Его когнитивный компонент полностью определяется той идеологией, которая характерна для ближайшего социального окружения личности, личные качества человека с преобладающим конформным способом ориентировки могут способствовать превращению его либо в