Пользовательского поиска
|
функция. В последнем случае оно
участвует в выборе мотивов, целей, поступков. Тем самым и обеспечивается
влияние личных ценностей на характер социально-ориентировочной
деятельности».
Убеждение как регулятор, представляет
собой осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их
использования в социально-ориентировочной деятельности, что осуществляется с
помощью специальных умений, приемов. (Частным случаем такой организации
деятельности и является выбор мотивов). Оно, как и другие смысловые
образования, способно служить той надситуативной нравственно-оценочной опорой,
с позиции которой человек осознает результаты своей деятельности, проверяет,
насколько в ней воплощены его личностные ценности.
С таких позиций удается прояснить также и вопрос о компонентах мировоззрения, выделяя в качестве системообразующего признака значение функции, которую выполняют знания, ориентации и убеждения в более общем психологическом образовании - в механизме функционирующего мировоззрения личности (в структуре присущего ей способа ориентировки). Так, знания выступают средством распознавания, выделения объектов и оперирования ими в умственном плане, выполняют познавательную функцию. Убеждения же, будучи компонентом мировоззрения, представляют собой единство объективного и субъективного. Они выполняют другую роль в структуре мировоззренческой деятельности. С их помощью реализуется связь усваиваемых знаний с личной заинтересованностью в их приобретении, тем самым общественный интерес осознается как личный. Ориентации, как и убеждения, также выражают единство знаний (оценок, норм, эталонов) и положительного к ним отношения. Единство объективного и субъективного характерно и для другого ценностно-смыслового образования, обозначаемого понятием "ценностная ориентация". Различие между ними именно в функциях, которую каждое из этих образований выполняет в способе личной ориентировки. Если ориентации используются личностью для выражения своей оценки, своей позиции по отношению к ситуации или событие, то убеждение выполняет другую функцию: с его помощью решается вопрос о том, использовать ли данные ориентации (звания) в качестве критерия выбора мотивов и целей, которыми личность намерена руководствоваться в той ила другой ситуации. Убеждение представляет собой психическое образование, обладающее специфическими функциями, которые оно выполняет в структуре способа мировоззренческой ориентировки; оно служит побудительным импульсом