Пользовательского поиска
|
представленными в мире, что существуют взаимная и значительная
динамика отношений между внутренними и внешними ценностями.
1.2. Убеждения и ценностные ориентации личности
Понятие "убеждение" широко
применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма
разнообразны. Большинство авторов придерживается позиции, согласно которой
убеждение рассматривается как единица мировоззрения личности, придающее ему
действенный характер Н.А.Менчинская, В.Момов, Э.И. Моносзон, Р.Ф.Рогова и др.).
В философской литературе под убеждением чаще всего понимают определенное
состояние сознания личности, уверенность человека в правоте своих взглядов,
принципов, идеалов, предполагающую их действенную реализацию.
В психологии убеждения связывают с мотивационной
сферой личности. В психологических словарях и учебниках убеждение традиционно
определяется как система мотивов личности, побуждающих ее поступать в
соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Отмечается, что
убеждения - это осознанные мотивы, а их наличие предполагает высокий уровень
активности личности. Правда, в ряде
исследований убеждения трактуются как особые социальные установки
личности.
Вместе с тем, и это следует специально
подчеркнуть, в психологической литературе представлена и другая позиция
относительно природы убеждений, сторонники которой указывают на неправомерность
отождествления исследуемого понятия о понятиями мотива и установки. Эта группа
авторов предпочитает рассматривать убеждения как особые знания, суждения,
мнения, которые связаны с глубоким признанием и переживанием их истинности, бесспорной
убедительности.
Несмотря на тесную взаимосвязь стоящих, за ними психических явлений, понятие убеждения, мотива и установка нельзя смешивать. отождествлять друг с другом. «Убеждение представляет собой особое психическое образование, обладающее специфическими функциями, которое оно выполняет в структуре мировоззренческой деятельности (в структуре способа мировоззренческой ориентировки). Они служат побудительным импульсом для отбора знаний и способов их практической реализации в проявлении личной позиции – мотивирующая, побудительная функции - и основанием для выбора в качестве ориентиров определенной желаемой системы ценностей и норм - когнитивная