Пользовательского поиска
|
для личности противоречивый смысл. Шаг, сделанный в сторону
одного мотива, тем самым отдаляет от другого мотива и в силу этого обладает
для личности конфликтным смыслом и называется поступком. Пока поступок не
совершен, конфликтный смысл реально не возникает, хотя потенциально он
существует (личность должна сделать выбор). Конфликтный смысл макет
восприниматься личностью сознательно как необходимость выбора либо
переживаться как субъективная трудность в виде слабоосознанного ощущения
внутреннего дискомфорта. Осознание и переживание личностью конфликтного смысла
начинается после совершения поступка. Выбор личности приводит к тому или иному
поступку, который, в свою очередь, вызывает конфликтный смысл "Я",
запускающий работу самосознания.
«После совершения поступка личность сознательно оценивает
сделанный выбор либо переживает его. Если личность воспринимает поступок как
выбор, она может по-разному относиться к нему. Так, она может отвергнуть
реальный выбор, осмыслить его как ошибочный, потому что выбор часто зависит от
эмоционального состояния, дефицита времени (зачастую на обдумывание поступка
просто нет времени, кроме того, человек не всегда чувствует ситуацию выбора и
потому не взвешивает все "за" и "против", поступая
импульсивно)». В результате возрастает вероятность ошибочного решения.
Личность может сделать выбор, неадекватный самой себе, принятым ей ценностям.
Человек избегает признания своей "плохости", возможно, и потому, что боится быть непонятым и непринятым окружающими, не веря, что его могут любить таким, каков он есть. По мнению К.Роджерса, существуют необходимые и достаточные условия, обеспечивающие развитие личности в позитивном направлении. Во-первых, безоценочное позитивное принятие другого человека. "Наша первая реакция на высказывания других людей - немедленная оценка или суждение, а не понимание. Когда кто-то выражает свое чувства, убеждения или мнения, в нас возникает стремление оценить это как неправильное, глупое, ненормальное, неразумное. Очень редко мы позволяем себе понимать, что значат слова другого человека для него самого... Когда я принимаю другого, признаю его чувства, отношения, убеждения, которые неотъемлемы от него, я позволяю ему становиться личностью..." Во-вторых, эмпатийное отношение (умение сопереживать, "вчувствоваться" в другого). В-третьих, адекватное, искреннее самовыражение в общении, умение оставаться самим собой, готовность личностно себя обнаружить. Человек с развитым самосознанием отличается