Пользовательского поиска
|
влиять на взаимоотношения с другими людьми, вызывая чувство
уверенности в себе. Экспериментально доказана связь между самоуважением и
умением красиво двигаться, поэтому занятия танцами, спортом - это не только
совершенствование тела человека, а своего рода средство самоутверждения его как
личности тоже. С другой стороны, ощущение своей мнимой или действительной
неполноценности может порождать необъяснимую тревогу, зависть, что ведет к
неудовлетворенности взаимоотношения с окружающими.
Таким образом, органический уровень самосознания, хотя и не
определяет сущность личности, но значительно влияет на ее поведение. Он
является "базисом" для формирования вышележащих уровней.
Индивидный уровень самосознания
Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек
ориентируется на определенные нормы, правила, обычаи. "Я"-образ на
этом уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям,
предъявляемым ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек
отождествляет себя с определенной группой людей - половой, возрастной,
этнической, профессиональной и др. Идентифицирую себя с этими группами, индивид
«смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной
группы. Понятие идентификации в психологическом смысле употребляется для
обозначения механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании.
Различными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: родители,
близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства, а такие
представители животного мира, идентификация может быть различной по полноте -
сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть
сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер.
Вступая в различные отношения с другими людьми, человек сам
становится объектом различных оценок. Многочисленные оценки, получаемые им со
стороны других в процессе общения и взаимодействия, составляют основу для
формирования самооценки. Связь между оценками и самооценкой неоднозначна. Так,
неадекватные (заниженные или завышенные) оценки не всегда способствуют
'формированию соответствующих, завышенных или загашенных, самооценок.
Самооценка является важнейшим личностным образованием, принимающим непосредственное участие в регуляции человеком своего пове