Пользовательского поиска
|
Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно
динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о
себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное
«Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования,
«Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я»
является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы
соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему
стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование
и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь
призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно
фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким
субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я»
будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если
перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не
сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого,
происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик,
которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих
обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в
конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения
желаемого и действительного.
Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из
важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя,
своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее
существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.
Самооценка
— непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек
думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С
помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля — хороший мальчик, он всегда спит в мертвый час»; или: «Игорь — плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения.