Пользовательского поиска
|
чтобы увидеть тот или
иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен
быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека
среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят
с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.
Следующий, более
высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего
тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.
Самый высокий уровень развития этого
процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования,
похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и
неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них
ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над
своими действиями и их оценку. Здесь
необходимо оттенить такой аспект, как
сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере
человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем
большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга,
тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный
правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими
поступками.
Сознательность
- неотъемлемое, свойство душевно
здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка
резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть
нравственно-психологическая характеристика
действий личности, которая
основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей,
намерений и целей.
Однако
самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это
также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает
сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я»,
вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства
удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит
самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку,
то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание
рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в
процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих
взаимоотношений.