Пользовательского поиска
|
стороны в виде негативного мнения.
Предсказуемость или непредсказуемость контролирующего поведения родителей
преобразуется в веру человека относительно управляемости или неуправляемости
внешних событий жизни.
Конечно, взрослый человек может
сознательно подходить к вопросам самоконтроля и самовоспитания. Но сначала для
этого он должен проанализировать те способы самоконтроля, которые у него
имеются. Иногда ребенок перенимает у взрослых способы самоконтроля,
которые они используют по отношению к себе самим.
Вовлечение ребенка в такое поведение,
которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ
себя. Этот способ повлиять на формирование Я-концепции связан с
вовлечением человека в определенную специально созданную ситуацию, в которой он
может приобрести опыт, изменяющий его образ себя. Так, родители могут организовать для своего
ребенка, боящегося собак, ситуацию, в которой он сумеет преодолеть свой страх,
убедившись, что собака (которую специально заранее нашли родители) – существо дружелюбное,
виляет хвостом и хочет играть.
После этого ребенок может сменить
представления о себе как человеке, боящемся собак, на представления о себе как
о ребенке, который знает, что собак бояться не обязательно, или как о человеке,
который может преодолеть свой страх и убедиться, что все закончится хорошо, или
просто как о смелом человеке, а не о трусишке, который боится даже
собаку.
Можно
сформировать ситуацию, когда представления человека о себе изменятся так, что
это приведет к снижению его самооценки. Нас всех с детства учат «что такое
хорошо и что такое плохо», и определенные качества сразу связываются в нашем
сознании с оценкой – хорошо это или плохо. Пример создания такой ситуации
описан в рассказе Л.Н.Толстого «Сливы».
Это история о ребенке, поставленном в ситуацию соблазна. Его оставляют
одного в комнате со сливами (пересчитанными, чего он не знает), попробовать
которые ему очень хочется, и при этом сообщают, что сливы есть нельзя.
В.В.Столин приводит в качестве примера
аналогичную ситуацию, когда ребенка не просто оставляют в комнате с конфетами,
но еще берут у него обещание, что он не будет их есть. Ребенок не может устоять против соблазна. В
результате, когда его потом спрашивают, ел ли он конфеты, он в любом случае
оказывается обманщиком: и если он скажет, что не ел, и если скажет, что ел
(окажется, что он обманывал, когда обещал не есть).