Пользовательского поиска
|
Бессознательно
- не значит бесконтрольно. Не следует забывать, что все существенно значимые
оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньше чем они
интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческих контактах.
Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у
ребенка его Я идеальное и в то же время Я реальное, учили его сопоставлять их.
Ребенок учился оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал
себя, предварительно научившись равняться на других. В результате человек
привык, как в зеркало, всматриваться в социальную группу и затем переместил
этот навык внутрь своей личности.
Чтобы понимать человека,
необходимо отчетливо представлять себе действие этих бессознательно
складывающиеся склонности учащихся
старших классов cтpoить планы на будущее, создание которых невозможно без
фантазии.
Конструирование своего фантастического Я свойственно не только
юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого Я-образа
важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения
и места в жизни подменено его фантастическим Я. Преобладание в структуре личности фантастических
представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали
бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека
и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения
желаемого и действительного.
Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру
своих реальных возможностей. Но, как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность,
психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень
социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности,
отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (т. к. не верит
в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других
людей. Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых они
получали бы ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности,
«поверили в себя», чтобы блокировать этот опасный для личности
процесс.
Самоуважение — обобщенное отношение
личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов
и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание),
т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб
он мог себя уважать.