Пользовательского поиска
|
Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость». Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования.
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых
осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение,
самосознание.
На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с
освоением все новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность
выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое
внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчиняя ему все остальные
деятельности. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения
человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление
в человеке образа его «Я».
Критерии самосознания:
1)
выделение себя из
среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды, социальной среды);
2)
осознание своей
активности — «Я, управляю собой»;
3)
осознание себя «через
другого» («То, что я вижу в
других, это может быть и мое качество»);
4)
моральная оценка себя,
наличие рефлексии , осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
1)
осознание близких и
отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект»);
2)
осознание своих
реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»);