Пользовательского поиска
|
В процессе и результате рефлексии
происходит изменение и развитие индивидуального сознания.
Не следует, однако, думать, что образ
самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда
адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию. Между ними может
существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии
развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может
быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении
личности.
Важно подчеркнуть, что самосознание не
только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми
и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что
оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе
включения человека в систему межчеловеческих отношений.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который
человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На
уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути,
динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным
(человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют
его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным,
заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.