Пользовательского поиска
|
неимущих и неполноправных, варна шудр.
Три высшие варны, генетически связанные с индоариями, считались почетными,
особенно первые две из них, о привилегиях и престиже уже шла речь.
Представители всех этих арийских варн именовались “дважды рожденными”, ибо по
отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, т. е. обряд посвящения,
который производился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнура,
материал и цвет которого соответствовал варне. Обряд второго рождения давал
право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать
домохозяином, т. е. отцом своего семейства.
Дважды рожденные вначале резко
противостояли четвертой варне, состоявшей из неполноправных неариев, и
комплектовавшейся, прежде всего, за счет подчиненных аборигенных племен.
Четвертая варна шудр возникала и формировалась позже трех арийских, так что в
нее входили все те, кто по рождению не принадлежал к первым трем. Варна шудр
была, по меньшей мере, вначале, варной неполноправных. Шудра, в частности, не
имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях
наравне с представителями остальных варн — весьма жестокая форма неравноправия
для общества, где ритуально-мифологическая жизнь ценилась столь высоко, как в
Индии. Шудра не мог, в силу сказанного, претендовать на высокое социальное
положение, порой даже на самостоятельное хозяйство. Удел ремесленника или
слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда — вот был его жребий.
С течением времени, в положении варн
происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса
третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Варна вайшьев
постепенно теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, и в
полном соответствии с привычной нормой социальной структуры общества подобного
типа становилась намного ниже первых двух, чьи привилегии сохранялись. Шудры,
напротив, со временем приобретали ряд присущих всем остальным варнам прав и тем
повышали свой статус. Можно считать, что к середине I тысячелетия до н. э., две высшие
варны уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим, что адекватно
отражало реальность жизни: сверху жрецы и воины, администраторы и аристократы,
снизу — труженики, производители, слуги.
Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия, статус и место которых были освящены непререкаемыми религиозными нормами.