Пользовательского поиска
|
Самосознание личности
Актуальность исследования
Самосознание — осознанное человека
своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Проблеме самосознания
посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования
сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева
, Л.И.Божович , А.Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна , И.И.Чесноковой , А.Г.Спиркина
в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о
становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В
другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде
всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками
окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес
к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и
философско-психологических и собственно философских исследований, в которых
анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным
самосознанием. Работы И.С.Кона , в которых были удачно синтезированы
философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты,
теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли
новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная
литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно
богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса , К.Роджерса
, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения , вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание