Пользовательского поиска
|
понятие
к единичному восприятию. Наконец, в подростковом возрасте формирование мышления
в понятиях приводит к более глубокому познанию и упорядочиванию мира
собственных переживаний.
Другой
аспект изменений в аффективной сфере человека связан с тем, что каждому уровню
развития мышления соответствует определенный характер динамических процессов.
Выготский указывает, что конкретному мышлению соответствует более костная и
тугоподвижная динамика, абстрактному мышлению и воображению - более текучая и
гибкая. В связи с вышесказанным становится объяснимым качественное своеобразие
высших, или тонких эмоций. Дифференциация эмоций и более мягкий характер их
протекания являются прямым следствием развития мышления.
1.
Наряду
с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление.
Это проявляется, в частности, в том, что: 1) во всякой идее содержится в
переработанном виде аффективное отношение человека к действительности,
представленной в этой идее; 2) сама мысль возникает из мотивирующей сферы
нашего сознания. По Выготскому, отношение мысли к слову есть живой процесс,
"движение через целый ряд внутренних планов".
2.
В
патологии (например, при шизофрении), как правило, имеет место не столько
повреждение собственно интеллектуальных или эмоциональных аспектов сознания,
сколько патологическое изменение их соотношения.
3.
Выготский
выдвигает принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания. Аффект не
только оказывает влияние на развитие мышления и поведения ребенка, он является
мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску "обходных путей
развития" в случае наличия врожденного дефекта.
4.
Важную
роль в развитии эмоциональной сферы человека играет деятельность. Деятельность
может оказывать влияние опосредованно (в деятельности развивается в первую
очередь мышление, что в свою очередь вызывает изменения в аффективной сфере) и
непосредственно, как это происходит, например, в игровой деятельности ребенка.
5.
Развитие
аффективной сферы подчиняется той же логике, что и развитие других психических
функций. Развитие эмоций идет в направлении осознания.
6.
Всякая
эмоция есть функция личности.
Представления
Л.С. Выготского о природе эмоций и их развитии составляют неотъемлемую часть
его конкретно-психологической теории сознания.