Пользовательского поиска
|
человеком
как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из
состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные
ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному
результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался
с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса
нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия
в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве
основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе
когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо
большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая
когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к
тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также и
сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки
непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
К
тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их
динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л.
Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в
эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций,
предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.
Согласно
этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов
и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт
человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него
интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной
теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а
также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для
изменения оценки человеком возникшей ситуации.
В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. . После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали,