Пользовательского поиска
|
·
с
деятельностью ретикулярной формации.
·
Работа
ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных
состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.
Вслед за теориями,
объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились
теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как
оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее
влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.
Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую
зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его
практической деятельности.
Для
достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком
слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а
в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости,
обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень
эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от
особенностей выполняем мой деятельности, от условий, в которых она протекает,
от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком
слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации
деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает
практически неуправляемой.
У
человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем
органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические
факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были
предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими
особенностями когнитивных процессов.
Одной
из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда,
когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в
жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным,
согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные
эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и
действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие
или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается