Пользовательского поиска
|
на
заложенный им принцип единства аффекта и интеллекта. Предшественником
Выготского в разработке этого принципа в психологической науке является Курт
Левин. Основные положения подхода Выготского к проблеме эмоций сводятся к
следующему.
1.
Эмоции развиваются. Исходя из
этого, каждую эмоцию следует классифицировать не иначе, как с точки зрения ее
развития.
2.
Существует связь между аффектом и
интеллектом. Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в
развитии аффекта. Развитие мышления и эмоций берет начало из единого корня -
аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта идет: 1) по пути
дифференциации эмоциональной сферы сознания, с последующей дифференциацией в
рамках самой этой сферы; 2) в направлении изменения характера динамических
процессов. И то, и другое напрямую связано с развитием мышления.
Жизнь
без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый
естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при
помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий
для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные
движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения,
т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к
тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания
определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия
эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений
воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с
контекстом, в котором идет общение.
Эмоции выступают как
внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о
потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что
они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей
этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию
оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и
направляя ее.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему та кие эмоциональные состояния, как