Пользовательского поиска
|
Роль советов и собраний старших и
знатных бывала особенно заметной в нередких случаях ожесточенной борьбы за
власть враждующих знатных кланов или наследников умершего раджи. В принципе
такого рода отношения типичны для ранних протогосударств. Но для древней Индии
спецификой было постепенное обособление в привилегированной группе
социально-политических верхов упомянутых уже двух важнейших слоев —
жрецов-брахманов и аристократов-кшатриев. Как упоминалось, основа высочайшего
престижа и немалой власти слоя жрецов-брахманов заключалась в их монополии на
ритуально-мифологическую память и связанные с ней высокочтимые народом
культовые отправления. Поэтому противостояние их друг другу с острым взаимным
соперничеством, равно как и зримое противодавление двух верхних социальных
слоев третьему и основному, общинникам-производителям, вело к формированию
кастового общества.
Община ведического периода состояла из
большесемейных групп, главы которых (“домохозяева” в древних индийских текстах)
имели немалую власть над женами, детьми и домочадцами. В число последних
входили порой и рабы из числа пленных иноплеменников (даса). По большей части
это были рабыни, наложницы домохозяина или кого-либо из взрослых мужчин его
семейной группы, чаще всего его братьев. Дети от этих рабынь не обязательно
были рабами: статус их в зависимости от обстоятельств колебался от зависимого
до полноправного. Да и домочадцы из числа родни тоже не были абсолютно
независимы: отец-патриарх имел право заложить кого-либо из них в случае нужды,
а то и отдать жрецам для жертвоприношения. Практика заклада или проигрыша в
игре свидетельствует как об относительности статуса полноправного общинника,
так и о существовавших уже отношениях социально-имущественного неравенства, о
появлении долгового рабства, хотя это последнее было еще очень мягким. Его едва
ли можно ставить рядом с рабством иноплеменников, даже если для характеристики
рабов обеих категорий используется один и тот же термин — даса.
Как свидетельствуют данные археологии, первые города в долине Ганга появляются примерно в IX-VIII вв. до н. э. Видимо, это было время, когда консолидировались на базе первых протогосударств более или менее крупные ранние государства и в связи с этим активно развивались ремесла и торговые связи. Исторические предания, зафиксированные в форме эпических сказаний, позволяют предположить, что именно в это время велись ожесточенные войны