Пользовательского поиска
|
1. Первый вид характеризуется тем, что взрослый задает ребенку
цели действия и показывает способы их достижения.
2. Второй вид характеризуется тем, что ребенок действует
самостоятельно и в ходе реальных преобразований предметов выявляет их скрытые
свойства и связи. Этот вид мышления мы называем детским экспериментированием».
В соответствии с выделенными выше двумя видами мышления можно
выделить и два вида детского экспериментирования—бескорыстное, направленное на
выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической
задачи; и деятельность утилитарная, направленная на решение частной
практической задачи.
Глава 2. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления
2.1. Развитие коррекции практического действия
Перед психологией и педагогикой стоит актуальнейшая задача —
максимально оптимизировать процесс обучения и воспитания детей. В настоящее
время одним из эффективных методов обучения является метод поэтапного
формирования умственных действий и умений, разработанный П. Я. Гальпериным.
Учение о типах ориентировки составляет центральное звено этого метода. Как
известно, любое человеческое действие представляет сложную систему, состоящую
из»ориентировочной части, исполнительной и, контрольной.. Ориентировочная часть
имеет решающее значение в формировании действия в целом. Чем совершеннее
ориентировка, тем быстрее и прочнее идет усвоение знаний, более широко осуществляется
перенос усвоенных способов анализа на смежные области знаний.
Однако человек очень часто встает перед необходимостью выполнять
действие на неполной ориентировочной основе, путем проб и ошибок. Нельзя
игнорировать и этот путь. Необходимо изучать, как складываются различные формы
осуществления пути проб и ошибок, как формируется поисковая деятельность
человека.
«Отечественными учеными исследовался процесс поиска решения задач у детей 4-6 лет при формировании практических умений и навыков. С. Л. Рубинштейн рассматривает поиск правильного решения задачи как начальную форму анализа и синтеза. Пробующие действия, по его мнению, представляют собой внешнюю форму мышления, процесс исследования проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн отмечает, что ошибочное действие приводит человека к анализу ситуации через