Пользовательского поиска
|
своими новыми сторонами, свойствами, тем самым, вызывая изменение
направленности и содержания мыслительной деятельности дошкольника.
Важно подчеркнуть, что при формировании у ребенка любого нового
предметного действия в качестве важнейшего средства его построения выступает
прошлый опыт — его знания, умения, способы умственной деятельности. Особенности
понимания цели и условий действия, связей между отдельными действиями
определяются уровнем мыслительной деятельности ребенка. Следует отметить, что
материальное, практическое действие, с помощью которого ребенок обнаруживает
скрытые существенные связи объекта, выполняет свою функцию лишь при наличии у
дошкольников определенного уровня умственного развития. «Так, в исследованиях
были получены факты, свидетельствующие о том, что действие с объектом,
осуществляемое детьми 5—6 лет, позволяло им выявить скрытые связи этого
объекта, но то же самое действие, организованное взрослым у детей 3—4 лет, не
давало эффекта. Очевидно, эти дети не умели еще осмыслить всю массу впечатлений
от преобразуемого объекта, переработать эти впечатления таким образом, чтобы в
результате получить знание о скрытых связях объекта».
С помощью организации внешних, материальных действий детей 4-6 лет
можно управлять формированием сложных мыслительных процессов, построением новых
умственных действий. Однако эти умственные действия нельзя рассматривать как
результат интериоризации материальных действий, поскольку данные умственные
действия формируются в ходе материального действия, до его интериоризации.
Следует выделить два взаимосвязанных пути влияния предметных
действий на развитие мышления детей. Первый путь заключается в том, что предметное
действие выступает как средство формирования и развития мыслительной
деятельности детей. Важно подчеркнуть, что действие при этом не
интериоризуется.
Второй путь — это путь преобразования материального действия в
действие умственное. Последнее выступает при этом как результат интериоризации
внешнего действия.
«Одна из важнейших характеристик мыслительной деятельности детей
4-6 лет—ее самостоятельность, проявляющаяся не только в умении дошкольника без
помощи взрослого решать новые несложные задачи, но и в умении самостоятельно
ставить новые цели и достигать их в процессе поисковой деятельности. С точки
зрения меры самостоятельности детей при решении тех или иных задач можно
выделить два вида мышления.