Пользовательского поиска
|
обобщенность и т. д. В связи с данным обстоятельством нам кажется
важным уделить внимание одной из сторон теории поэтапного формирования
умственных действий, которая имеет принципиальное значение для понимания
умственного развития детей. Дело в том, что П. Я. Гальперин, прежде чем
приступать к формированию у дошкольников внешнего (материального) действия с
соответствующим учебным материалом, вначале вводит детей в такие ситуации,
которые позволяют им понять основной смысл нового материального действия. Существенную
роль в этих ситуациях играют объяснения педагога. Иначе говоря, внешнее,
материальное действие с самого начала формировалось в более широком контексте
умственной деятельности.
«Возможность ребенка принять ту или иную практическую задачу,
решение которой требует выполнения определенных внешних действий, в
значительной мере определяется уровнем развития его познавательных процессов
(восприятия, мышления и т. д.). Успешность построения внешнего действия
зависит от понимания ребенком общего смыслового контекста, внутри которого это
действие формируется».
В связи с этим важно подчеркнуть, что внешнее действие уже в
процессе своего становления испытывает значительное влияние внутренней
деятельности: общий уровень развития мышления дошкольника определяет то, как он
понимает поставленную задачу, в какой мере осознает общий смысл будущего
действия, его отдельные операции и их соподчинение и взаимосвязь! Данные
обстоятельства и позволяют нам говорить, что любое внешнее действие всегда
формируется в более широком контексте внутренней деятельности. Но поскольку
уровень развития познавательных процессов у детей даже одного дошкольного
возраста различен, то одни и те же условия формирования внешнего действия по
сути дела приводят к существенным вариациям этого действия у разных детей. И
самая тщательная организация педагогом материального действия с четкой репрезентацией в доступных детям формах основных средств и
способов действия с объектами не исключает различного понимания самого
действия, соподчинения главной и вспомогательных целей (которое характерно для
любого более или менее сложного действия).
Но это лишь одна сторона дела. Другая сторона состоит в том, что сам по себе процесс построения нового материального действия еще до его интериоризации оказывает влияние на внутренние, психические процессы детей: в ходе реальных преобразований предметов последние выступают перед ребенком