Пользовательского поиска
|
соответствующий характер».
Тесная взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и
логического мышления позволяет говорить об общих закономерностях развития
мыслительной деятельности у дошкольников. Вместе с тем каждая форма
характеризуется своими особыми средствами и способами осуществления и выполняет
специфические функции в общем процессе умственного развития детей.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление подготавливают становление
речи и неразрывно связанных с речью элементов логического мышления. В свою
очередь, развитие простейших логических операций существенно влияет на
перестройку допонятийных форм мышления.
Между мыслительной и практической деятельностью детей в период 4-6
лет складываются очень сложные, противоречивые взаимоотношения. Важно
подчеркнуть многообразие путей, по которым осуществляется взаимодействие этих
деятельностей. В данном направлении выполнен ряд интересных исследований [П. Я.
Гальперин, 1966; Д. Б. Эльконин, 1970; Л. Ф.Обухова, 1972; и др]. Однако
вопросы взаимоотношения мыслительной и практической деятельности остаются еще
недостаточно ясными.
В настоящее время общепризнано положение о том, что внешние
действия с предметами в процессе их интериоризации преобразуются в действия
внутренние, умственные. Данное положение определило направление
психолого-педагогических исследований — в процессе обучения детей особое
значение приобрело формирование умственных действий и понятий на основе
развернутых материализованных форм познавательной деятельности с учебным
материалом. Однако проблема взаимосвязи внешней, материальной и внутренней,
умственной, деятельности требует дальнейшей разработки. Так, не совсем ясны те
изменения, которые претерпевают внешние действия в процессе их интериоризации,
четко не выделена специфика функций каждой из данных форм деятельности и т. д.
Все эти вопросы ждут своего решения.
Анализ как теоретических [А. Н. Леонтьев, 1983; С. Л. Рубинштейн, 1946], так и экспериментальных работ, посвященных исследованию деятельности человека, позволяет сделать вывод, что внешняя, материальная деятельность обязательно включает в себя не только внешние, но и внутренние действия: мотив деятельности и цели составляющих ее действий могут быть представлены лишь в процессах внутренней деятельности. Цель—это будущий результат того или иного действия. Этот предвосхищаемый результат может существовать как в виде чувственных