Пользовательского поиска
|
знанию, от непонятного к понятному, от неясного, неотчетливого к
ясному, отчетливому. Однако это лишь одна сторона полноценного процесса
мышления. Вторая его сторона состоит в противоположном движении—от понятного,
отчетливого, определенного к непонятному, неотчетливому, неопределенному.
Неясные, неотчетливые знания следует рассматривать не как недостаток мышления,
с которым необходимо бороться, а как органическое продолжение отчетливых ясных
знаний, как важнейший результат формирования и развития ясных знаний.
Любое знание определенно лишь в известном диапазоне (области), за
границей данной области определенность исчезает, и все более отчетливо
выступает относительность знания. Иначе говоря, овладение ребенком
определенными знаниями, его подъем на новую ступень умственного развития
позволяет ему осмыслить новые, еще не совсем ясные горизонты знаний. У него
возникают неясные контуры новых связей и отношений той или иной области
действительности, т. е. одновременно возникают неясные знания, догадки, вопросы.
Есть основание полагать, что возникновение новых знаний достаточно
часто связано с периодом неопределенности, неясности, когда какое-то отношение
уже угадывается, но еще в очень туманной, диффузной форме. Результаты ряда
исследований [С. Л. Рубинштейн, 1973; В. П. Зинченко, В. М. Гордон, 1976]
показывают, что образы, знания в период своего становления чрезвычайно текучи,
изменчивы, иногда могут принимать самые причудливые формы.
Важно подчеркнуть, что внутренний мир ребенка— это не только мир
ясных, отчетливых знаний, сведений. Это мир неожиданных догадок, неясных
знаний, причудливых образов, невероятных аналогий. Следует отметить, что
неясные, неотчетливые знания не обязательно отражают действительность
искаженно. В ряде случаев неотчетливое, диффузное знание, образ очень верно
схватывает те или иные отношения действительности. Таким образом, внутреннее
противоречие процесса мышления, лежащее в основе его самодвижения, саморазвития,
заключается в том, что каждый акт мышления, с одной стороны, что-то проясняет
(какие-то новые связи, отношения), а с другой стороны, данное новое знание позволяет
увидеть контуры малоизвестных сторон познаваемого объекта,
поставить в этом
плане вопросы.
Полноценный процесс мышления характеризуется тем, что
возникновение неясных знаний, догадок, вопросов обгоняет процесс формирования
и развития ясных знаний. В этом суть самостимуляции, саморазвития процесса
мышления.