Пользовательского поиска
|
представления о постоянстве
объекта до представлений о сохранении физических свойств объекта (вес, масса и
т.п.). Эти исследования, выполненные в сотрудничестве с Б. Инельдер и А.
Шеминской, подтвердили основной закон детского развития, сформулированный Пиаже
в ранних работах,-- закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной
децентрации, более объективной умственной позиции.
Прежде чем у ребенка
устанавливаются логические операции, он выполняет группировки - объединяет
действия и объекты по их сходству и различию, которые, в свою очередь,
порождают арифметические, геометрические и элементарные физические группы.
Истинной единицей мысли, по Пиаже, служит не только понятие или изолированное
суждение, класс или отдельно усмотренное отношение, но каждая классификация в
своей целостности, каждая серия объектов, расположенных по их отношению, каждая
система родословных связей, каждая шкала ценностей, иначе говоря,-- каждая
группировка. Поэтому в качестве единицы мысли Пиаже выбрал группировку и начал
ее исследовать.
Совместно с М. Ламберсье было
начато исследование восприятия, которое интересовало Пиаже в связи с развитием
интеллекта. Основная проблема, занимавшая Пиаже в эти годы, - соотношение
интеллекта и восприятия. Эта проблема касается различия и сходства между этими
двумя структурами познания, отношения между восприятием и понятием. Пиаже
поднимает вопрос о значении восприятия в познавательной деятельности в целом. Одной
из задач было проверить выводы гештальттеории, которая не удовлетворяла Пиаже в
связи с пониманием проблемы интеллекта. На основе экспериментального изучения
перцептивных процессов им была показана вероятностная природа восприятия.
Заключение
Сначала, на ранних ступенях развития, каждое представление о мире для ребенка истинно, для него мысль и вещь почти не различаются. У ребенка знаки начинают свое существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта, они отделяются от них. Тогда он начинает рассматривать свое представление о вещах как относительное для данной точки зрения. Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения между «Я» и миром постепенно