Пользовательского поиска
|
на те скрытые умственные
процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов. Работы
Ж.Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в
переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции
ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.
Своеобразие развития психики
ребенка психологи Женевской школы связывают с теми структурами интеллекта,
которые формируются при жизни благодаря действиям ребенка с предметами. Внешние
материальные действия ребенка (до 2 лет) первоначально выполняются развернуто и
последовательно. Благодаря повторению в разных ситуациях действия
схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, речь и др.)
уже в дошкольном возрасте переносится во внутренний план. В младшем школьном
возрасте система взаимосвязанных действий превращаются в умственные операции.
Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их
достижения могут варьироваться в зависимости от внешних и внутренних факторов
и, прежде всего, от социальной культурной среды, в которой живет ребенок.
Согласно Ж. Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют
как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания.
Философские размышления привели
Пиаже к мысли, что логика не врождена изначально, а развивается постепенно, и
что именно психология открывает возможность изучения онтогенетического развития
логики. Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в
экспериментах с детьми по стандартизации так называемых "рассуждающих
тестов" К. Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали
возможность исследования психических процессов, лежащих в основе логических
операций. С тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучить
психологические механизмы логических операций, установить постепенное
возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта. Возможность
прямого исследования проблем логики соответствовала первым философским интересам
Пиаже.
Изучение "эмбриологии интеллекта" совпало также и с его биологическими интересами. Период 1921-1925 годов - начало работы Пиаже по систематическому исследованию генезиса интеллекта. Именно, исходя из этой общей цели, он сначала выделил и исследовал частную проблему - изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены. С помощью клинического метода Пиаже установил новые