Пользовательского поиска
|
Ж. Пиаже и Б. Инельдер, элементы понятийного мышления, способность
решать ряд задач на понятийном уровне обнаруживаются у детей 4—5 лет.
Однако способность преодолевать провоцирующее влияние наглядной
ситуации, свидетельствующая о развитом понятийном мышлении, справедливо
относится исследователями его генезиса не к дошкольному, а к школьному
возрасту. Мышление дошкольника остается преимущественно образным. И хотя путем
использования ряда методических приемов, путем научения можно добиться от
старшего дошкольника того, что он пойдет понятийным путем в данной конфликтной
задаче и в сходных случаях, это еще не значит, что удалось изменить весь строй
его мышления. Такого рода работа формирует у детей элементы логического
мышления, но она требует от педагога и от ребенка больших усилий. Так, по
данным И. С. Фрейдкина, с помощью
специально разработанной системы занятий удалось добиться понятийного, а не
образного решения лишь у половины испытуемых.
Формировать элементы понятийного мышления у дошкольников нужно, не
ставя перед ними чрезмерно трудных задач. Опираясь на образное мышление, можно
подводить ребенка к пониманию существенных отношений действительности.
2.4. Роль позиции в развитии логического мышления
«Впервые проблема позиции и ее роли в интеллектуальном развитии
ребенка поставлена в ранних работах Ж. Пиаже. Французский психолог показал, что
специфика детского мышления определяется той позицией, которую занимает ребенок
по отношению к рассматриваемым ситуациям. Своеобразие всех рассуждений детей от
3 до 7 лет заключается, по мнению Ж. Пиаже, в том, что каждая детская
перспектива искажена тем, что ребенок, не зная своего «я», принимает свою точку
зрения за абсолютную и не устанавливает между вещами и собой связи, которая
одна бы обеспечила объективность». Например, когда ребенка просят определить левую и правую руку экспериментатора,
сидящего напротив, он определяет отношения зеркально. Ребенок не осознает своей
позиции и, следовательно, не подозревает об ее относительности. Такая позиция
была названа Ж.Пиаже эгоцентрической.
В ранний период своего творчества Ж. Пиаже трактует позицию как мировоззрение ребенка, особенность видения мира, отношение к себе, другим людям и отношение к вещам. В позиции для Ж. Пиаже заключалась целостность интеллекта, глобальность, нерасчлененность и относительная его неизменность на