Пользовательского поиска
|
проблем наглядности и образности в связи с понятием.
Понятия, наиболее близко стоящие к представлению, строящиеся при
оперировании наглядными признаками и чувственно представленными объектами,
отрываются от этой наглядности, хотя она за ними еще в известном смысле стоит.
Как отмечает Л. С. Выготский, возникающее в этих случаях понятие в отличие от
представления не сливается с представляемой им наглядной группой, а стоит над
ней.
Добавим к этому, что возникающее понятие, отражая вариативные
объекты, само тем не менее инвариантно. Однако стоящая за возникающим
обобщением группа наглядных объектов существенным образом влияет на его
уровень, поскольку этот уровень меняется в зависимости от вариативности
обобщаемых объектов.
Проблема перехода от вариативности образов к инвариантности
понятия — проблема реальная. Разработка способов формирования инвариантного знания
остается по-прежнему актуальным вопросом.
Как известно, ряд психологов придавали большое значение методу
варьирования материала при усвоении детьми понятий в целях выделения
существенного [Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, и др]. Этот метод
критиковался как неэкономный, не исчерпывающий всех вариантов [В. В. Давыдов],
как более разумное предлагалось формировать знания ребенка сразу в обобщенном
виде.
В процессе дошкольного и школьного обучения, естественно,
используются разнообразные методические приемы, и ни один из них не может быть
признан универсальным. Нельзя забывать о том, что ребенок располагает уже определенными
знаниями и некоторые из понятий могут быть образованы дедуктивным путем, с
помощью одного только определения. В некоторых случаях достаточно небольшого
количества примеров, чтобы дети уяснили общий принцип, произвели обобщение.
Однако не вызывает сомнения и то, что нельзя научить ребенка видеть единство в
многообразии в один присест, что эта проблема будет перед ним возникать
достаточно часто и по разным поводам и что нельзя научить ребенка видеть
единство в многообразии, лишив его этого многообразия.
«Широко известны задачи Ж. Пиаже, в которых образное решение противоречит понятийному. Склонность ребенка в таких случаях идти образным путем получила название «феномены Пиаже». Наличие их говорит не об отсутствии понятийного мышления у дошкольников, а об его ограниченности». По материалам