Пользовательского поиска
|
оказываются неодинаковыми в допонятийных обобщениях в сравнении с
понятийными.
«Многообразие связей, лежащих в основе комплекса,— пишет Л. С.
Выготский,— составляет главнейшую, отличающую его черту от понятия... Это
значит, что каждый отдельный предмет, охватываемый обобщенным понятием,
включается в это обобщение совершенно на тождественном основании со всеми
другими предметами. Все элементы связаны с целым, выраженным в понятии, и через
него между собой единым образом, связью одного и того же типа».
Ж. Пиаже и Б. Инельдер отмечают, что для дооператорных
(допонятийных) группировок в отличие от понятийных характерно то, что
«отношения сходства и различия в сопоставляемых объектах устанавливаются лишь
применительно к последовательным объектам или последовательным парам объектов
вне связи с отношениями части к целому».
В связи с этим только на уровне класса совокупность приобретает
целостность, где каждый элемент относится к целому как его часть по содержанию
(сходству), а не в результате пространственной близости, что характерно для
допонятийных группировок. Эти положения Ж. Пиаже и Б. Инельдер близки тому, что
утверждал Л. С. Выготский, говоря о том, что понятийная группировка в отличие
от допонятийной характеризуется единством связей.
Однако следует иметь в виду, что, когда речь идет об отношениях
элементов совокупности по содержанию — отношениях сходства или различия,—
имеется в виду не сходство объектов как таковых во всех их признаках, а
сходство в каком-то одном отношении. При объединении же сходных во всех
основных отношениях объектов образуется комплекс, а не понятие. Вот почему Л.
С. Выготский, говоря о принципах образования понятия в отличие от комплекса,
указывает на разрушение живых связей в объекте в первом случае в отличие от
последнего. Он пишет: «В отличие от понятия конкретный элемент входит в
комплекс как реальная наглядная единица со всеми своими фактическими признаками
и связями. В элементах (объектах), объединяемых понятием, разрушена живая связь
признаков. Они не равны в своем функциональном значении, возникает иерархия
признаков, выделяется доминирующий.
Таким образом, разрушение целостности объектов и выделение доминирующего признака позволяют объединить элементы группы, сходные только в одном каком-то отношении. Как мы видим, раскрывая генезис понятийного мышления, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и Б. Инельдер почти не касаются прямо