Пользовательского поиска
|
существование чувства тождества. «Усложненные формы инвариантности
развиваются в условиях, когда это самое раннее представление о тождестве
переводится на новый язык — язык действий, образов и символов». Итак, от самого
элементарного отождествления предмета с самим собой (узнавания его как того же
самого) ребенок переходит к отождествлению сходных объектов на основе сходства
общего впечатления от них, а затем и
к отождествлению несходных
предметов на основе использования символов,
в частности речи. Например, научается относить
к словам «машина»,
«животное», «овощи» и др. объекты самого разного внешнего вида.
Образование обобщенного представления о тех
или иных объектах и образование понятия всегда есть мысленное или
практическое объединение этих
объектов по определенным
признакам. Поэтому исследователи генезиса мышления Л. С. Выготский, Ж. Пиаже,
Б. Инельдер изучали переход от допонятия к понятию с помощью группировок. Детям
предлагались разные предметы, которые можно было сгруппировать тем или иным
образом. В этих опытах было показано, что в результате такой группировки в
одних случаях образуется понятие, в других — допонятийное обобщение. Признаки,
по которым дети объединяли предметы, и в том и в другом случае были наглядными
— цвет, форма, величина и т. д.
Следует отметить, что Л. С. Выготский, а позже Ж. Пиаже и Б.
Инельдер обратились к одному и тому же критерию для характеристики разницы
между понятийной (операторной) и допонятийной (по Л. С. Выготскому,
комплексной) группировками.
Л. С. Выготский писал: «Отношение общего к частному, т. е.
комплекса (допонятийного обобщения) к
каждому отдельному конкретному элементу, входящему в его состав, и отношение
элементов между собой, как и закон построения всего обобщения, существенно
отличаются от всех этих моментов в построении понятия». Ж. Пиаже и Б. Инельдер
говорят: «Классы (и классификации) предполагают согласование связей части к
целому (... объем класса) с отношениями сходства или различия, определяющими
соответствующее содержание». Но отношения сходства или различия — это
отношения между элементами совокупности, а отношение части к целому — это
отношение каждого элемента группы ко всей совокупности.
Таким образом, у Л. С. Выготского, Ж. Пиаже и Б. Инельдер речь идет об отношениях между каждым элементом и группой в целом при группировке, с одной стороны, и элементами внутри созданной группы, с другой. Эти отношения