Пользовательского поиска

сущест­вование чувства тождества. «Усложненные формы инвари­антности развиваются в условиях, когда это самое раннее представление о тождестве переводится на новый язык — язык действий, образов и символов». Итак, от самого элементарного отождествления пред­мета с самим собой (узнавания его как того же самого) ребенок переходит к отождествлению сходных объектов на основе сходства общего впечатления от них, а затем и   к   отождествлению   несходных   предметов   на   основе использования  символов,  в частности  речи.  Например, научается   относить   к   словам   «машина»,   «животное», «овощи» и др. объекты самого разного внешнего вида. Образование обобщенного  представления  о тех  или иных объектах и образование понятия всегда есть мыслен­ное   или   практическое   объединение   этих   объектов   по определенным признакам. Поэтому исследователи генезиса мышления Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Б. Инельдер изучали переход от допонятия к понятию с помощью группировок. Детям предлагались разные предметы, которые можно было сгруппировать тем или иным образом. В этих опытах было показано, что в результате такой группировки в одних случаях образуется понятие, в других — допонятийное обобщение. Признаки, по которым дети объеди­няли предметы, и в том и в другом случае были нагляд­ными — цвет, форма, величина и т. д.

Следует отметить, что Л. С. Выготский, а позже Ж. Пиаже и Б. Инельдер обратились к одному и тому же критерию для характеристики разницы между понятийной (операторной) и допонятийной (по Л. С. Выготскому, комплексной) группировками.

Л. С. Выготский писал: «Отношение общего к частному, т. е. комплекса (допонятийного обобщения) к каждому отдельному конкретному элементу, входящему в его состав, и отношение элементов между собой, как и закон построения всего обобщения, существенно отлича­ются от всех этих моментов в построении понятия». Ж. Пиаже и Б. Инельдер говорят: «Классы (и классификации) предполагают согласование связей части к целому (... объем класса) с отношениями сходства или различия, определяющими соответствую­щее содержание». Но отношения сходства или различия — это отношения между элементами сово­купности, а отношение части к целому — это отношение каждого элемента группы ко всей совокупности.

Таким образом, у Л. С. Выготского, Ж. Пиаже и Б. Инельдер речь идет об отношениях между каждым элементом и группой в целом при группировке, с одной стороны, и элементами внутри созданной группы, с другой. Эти отношения

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта