Пользовательского поиска
|
направленностью — они осуществляются ребенком на модели, а
относятся им к оригиналу. Это создает предпосылки «отрыва» действий от модели
и от оригинала и осуществления их в плане представлений.
Формирование у детей произвольного управления функционированием
своих представлений осуществляется на основе знаний, отражающих общие
существенные свойства и связи предметного мира. Так, формирование у детей 4-6
лет представлений, отражающих отношение «часть—целое», положительно влияет на
развитие умений представлять изменение пространственного положения скрытых
частей объекта на основе восприятия видимых частей этого объекта.
2.3. Инвариантность понятийного и допонятийного обобщения
Изучению наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
дошкольника посвящено значительное количество работ. Однако не менее актуальны
и проблемы возникновения и развития понятийного мышления в дошкольном
детстве.
Естественно
предположить, что генетически
ранние формы понятия тесно связаны с образным строем мышления ребенка
и возникают в
результате обобщения и абстрагирования наглядно-представленных свойств объектов. Неотъемлемая характеристика понятийного обобщения — его инвариантность,
которая обнаруживается в способности ребенка опознать разнообразные объекты,
относящиеся к какому-нибудь классу, как одинаковые. Специальные опыты
показывают, что в ряде случаев задача
опознания объектов, относящихся
к данному классу, не решается детьми стихийно, без специальной
педагогической работы. Она
достаточно трудна и для
взрослых. Об этом говорят и опыты Л. С. Выготского с объединением объектов в
группу, и опыты с
сохранением количества вещества,
которые проводились под руководством Пиаже,
а также Дж. Брунера.
О том, что трудности при группировке и при использовании закона
сохранения количества однородны, пишет Дж. Брунер: «Научиться признавать
подспудное основание, по которому два количества являются сходными (хотя
казаться они могут различными),— это, в сущности, та же самая задача, что и
научиться устанавливать, чем сходны между собой звонок и рог или человек и
животное...».
Дж. Брунер считает, что уже у маленького ребенка есть чувство тождества. Способность маленького ребенка узнавать ранее показанные объекты указывает на