Пользовательского поиска

направленностью — они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это создает предпо­сылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений.

Формирование у детей произвольного управления функционированием своих представлений осуществляется на основе знаний, отражающих общие существенные свойства и связи пред­метного мира. Так, формирование у детей 4-6 лет представлений, отражающих отношение «часть—це­лое», положительно влияет на развитие умений представ­лять изменение пространственного положения скрытых частей объекта на основе восприятия видимых частей этого объекта.

 

2.3. Инвариантность понятийного и допонятийного обобщения

Изучению наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника посвящено значительное количе­ство работ. Однако не менее актуальны и проблемы возник­новения и развития понятийного мышления в дошколь­ном детстве.

Естественно   предположить,   что   генетически   ранние формы понятия тесно связаны с образным строем мышле­ния   ребенка   и   возникают   в   результате   обобщения   и абстрагирования     наглядно-представленных     свойств объектов.    Неотъемлемая    характеристика    понятийного обобщения — его инвариантность, которая обнаруживает­ся в способности ребенка опознать разнообразные объек­ты, относящиеся к какому-нибудь классу, как одинаковые. Специальные опыты показывают, что в ряде случаев задача   опознания   объектов,   относящихся   к   данному классу,  не решается детьми стихийно, без специальной педагогической  работы.  Она  достаточно  трудна   и  для взрослых. Об этом говорят и опыты Л. С. Выготского с объединением объектов в группу, и  опыты  с  сохранением  количества  вещества,  которые проводились   под   руководством   Пиаже,   а   также   Дж. Брунера.

О том, что трудности при группировке и при исполь­зовании закона сохранения количества однородны, пишет Дж. Брунер: «Научиться признавать подспудное основа­ние, по которому два количества являются сходными (хотя казаться они могут различными),— это, в сущности, та же самая задача, что и научиться устанавливать, чем сходны между собой звонок и рог или человек и живот­ное...».

Дж. Брунер считает, что уже у маленького ребенка есть чувство тождества. Способность маленького ребенка узнавать ранее показанные объекты указывает на

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта