Пользовательского поиска
|
Решающую роль в формировании этих умений, как выяснилось, играли
своеобразные модели и схемы, с помощью которых дети сначала в плане внешней
развернутой деятельности воспроизводили перемещение предмета в пространстве, а
затем предвосхищение таких перемещений осуществлялось ими в плане
представлений, т. е. у детей формировалось умение произвольно оперировать
своими представлениями в процессе решения соответствующих задач. Известно, что
наглядно-образное мышление — чрезвычайно сложное образование, выступающее как
определенная система взаимосвязанных разнородных элементов. Ведущими в
системе, на наш взгляд, являются различные виды детских представлений и умение
оперировать ими».
Кратко подведем итоги изученной литературы по формированию
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей 4-6 лет.
Специфика наглядно-действенного мышления заключается в тесной
взаимосвязи мыслительных и практических действий, которая проявляется в
последовательных переходах от практических преобразований объекта к анализу
результатов и построению на основе полученной информации следующих практических
действий, их осуществление дает новую информацию о познаваемом объекте и т. д.
Таким образом, основная функция наглядно-действенного мышления заключается в
получении исходных сведений о скрытых свойствах объекта, выделяемых в ходе его
практических преобразований.
Характерным способом осуществления наглядно-действенного мышления
является способ, который обычно обозначают как путь проб и ошибок. Этот путь на
протяжении дошкольного детства претерпевает ряд существенных изменений: хаотические пробы и ошибки сменяются системой
пробующих действий. Значительно усложняется анализ результатов каждой пробы и
их оценка с точки зрения заданного результата. Перед ребенком раскрывается
область особых объектов и их отношений. Такими объектами являются собственные
действия ребенка и их результаты, связи и отношения этих результатов с заданными
действиями. Овладение детьми областью этих отношений — важный момент развития
их поисковой деятельности.
Главным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. С помощью таких моделей ребенок представляет себе скрытые стороны ситуации. В процессе использования моделей у детей формируются особые действия, которые характеризуются своей двойственной