Пользовательского поиска
|
чительно осложнило и замедлило процесс поиска. Только те
испытуемые, которые с одинаковым успехом использовали информацию от
положительных и отрицательных проб, могли эффективно осуществить стратегию
поиска».
При обучении мы неизбежно сталкиваемся с проблемой проб и ошибок.
Представление о неудачных действиях как не влияющих на дальнейший ход поисковой
деятельности не соответствует истине. В ряде работ убедительно показано, что
ошибочный результат действия вносит изменения в построение последующего действия
[А. Валлон, Н. Н. Поддьяков]. Однако в данных работах недостаточно освещены
вопросы: какова динамика учета ошибок при построении действия, адекватного
ситуации; каков процесс развития коррекции действия в зависимости от результата
практического действия и от соотношения его с условиями ситуации. На данном
этапе изучения проблемы путь проб и ошибок не является еще объяснительным
принципом, а остается описательной характеристикой деятельности субъекта.
Известно, что мышление определяется содержанием реальной
действительности, которую оно отражает. При изучении деятельности, протекающей
путем проб и ошибок, мы сталкиваемся со специфическими способами мышления.
Когда ребенок действует этим способом, он не только познает тот объект, на
который направлена его деятельность, но перед ним раскрывается еще и особая
область познания — его собственная деятельность и ее результаты. Ребенок для
успешного достижения цели вынужден производить анализ своих действий. Он должен
соотносить полученный результат с заданным (или с целью) и фиксировать их
соответствие или несоответствие, должен соотносить результат с условиями, в
которых дана цель, выявлять причину расхождения, если оно имеется, и т. д.
Таким образом, видно, что поиск решения задачи путем пробующих и ошибочных
действий требует сложных мыслительных операций.
2.2. Развитие плана представлений
Усложнение и развитие наиболее ранней формы мыслительной
деятельности — наглядно-действенного мышления — ведет к появлению более
сложной формы — наглядно-образного мышления. Данная форма характеризуется
тем, что практические преобразования ситуации заменяются представляемыми
преобразованиями.
В ряде исследований [Г. И. Минская, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец] показано, что наиболее простые формы наглядно-образного мышления, при которых