Пользовательского поиска
|
синтез. При неудачном результате возникает вопрос: почему же не
достигнута цель? И причину неудачи действия приходится искать в недоучете
каких-либо условий задачи. При неудаче проба соотносится
с условиями, которые анализируются. А этот анализ приводит к выделению условий, ранее не учтенных».
«И. М. Жуковой под руководством С. Л. Рубинштейна была проведена
экспериментальная работа по выявлению внутренних условий перехода дошкольников
от решения задач посредством практических проб, действий к ее чисто познавательному
решению в умственном плане. Методика заключалась в следующем: на дне
стеклянного сосуда лежала конфета с петлей из проволоки, эту конфету
дошкольникам надо было достать с помощью маленького крючка, который они должны
выбрать из 4 видов орудий».
Проводилось три серии экспериментов. В итоге выяснилось, что дети
в поиске нужного орудия ориентируются сначала на несущественные свойства
орудия (цвет), затем орудие выделяется по несущественным и существенным
свойствам (цвет и форма) и, наконец, дети ориентируются на существенные
свойства объекта (форму). В ходе опытов регистрировались ошибки детей. В I серии опытов в
среднем дети совершали по 6—7 ошибочных действий, во II — по 3, в III серии — по 2
ошибки.
К сожалению, в этой работе не дается характеристика деятельности
детей по возрастам. Указано только, что в эксперименте принимали участие дошкольники
от 3 до 6 лет. Возраст имеет большое значение, ибо поиск правильного решения
задачи 3-летнего ребенка резко отличается от деятельности 6-летнего.
Кроме того, данная методика не позволяла проследить динамику
поиска правильного решения и влияние ошибочного действия на структуру
деятельности, поскольку деятельность ребенка заключалась только в выборе
правильного объекта, а не в выявлении какой-либо закономерности, зависимости
явлений.
Другие исследователи, изучая процесс построения стратегий взрослыми и детьми при решении некоторых задач, также наблюдали появление пробующих действий и влияние ошибочных действий на построение последующих. «Например, в работе Т. К. Горобец по формированию эффективных стратегий решения задач детьми 4-6 лет обнаружилось влияние положительных и отрицательных проб на количество и характер реализующих действий. Испытуемые часто уделяли внимание лишь положительным пробам, а отрицательные рассматривали как досадное явление, замедляющее процесс поиска. Испытуемые не извлекали всю полезную информацию, содержащуюся в каждой отрицательной пробе, что зна