Пользовательского поиска
|
зрения, которые отличны от нашей, к
критике нашей позиции, что нередко является причиной межличностных конфликтов.
Типичной социально-психологической
причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных
способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой
оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки. Это сравнение
с возможным идеальным положением дел; требованиями к данной деятельности
нормативных документов; степенью достижения цели деятельности; результатами,
достигнутыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу; положением дел в
начале деятельности.
Анализ конфликтов показал, что
оценивая других людей, человек за основу чаще всего берет то, что ему не
удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими
людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же работник обычно
оценивает свои результаты по сделанному, т.е. сравнивая их с началом
деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже. В итоге
одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценена не
только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам.
Существует еще ряд
социально-психологических причин межличностных конфликтов. К ним относят
внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы
представителям других социальных групп, присущий человеку конкурентный характер
взаимодействия с другими людьми; ограниченные способности человека к
децентрации.
Личностные причины конфликтов
Личностные причины конфликтов связаны
прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они
обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его
взаимодействия с другими людьми.
Если говорить о причинах конфликтов, которые в большей степени можно отнести к психологическим, то важной среди них может быть следующая. В процессе социального взаимодействия у человеке существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия.