Пользовательского поиска
|
например, обусловлено структурой
организации и соответствующими должностными инструкциями, попытки примерить
оппонентов на основе их личных отношений почти всегда окажутся
безрезультатными. Более того, эмоциональное напряжение, сопровождающее
конфликт, может усилиться и превратить взаимоотношения в эмоциональные, не
связанные ни с каким объектом, целью которых будет доказательство превосходства
одного оппонента над другим.
Разумеется, очень многие конфликты
являются плодом недоразумений, ошибок, личных качеств оппонентов, несовпадающих
желаний и интересов отдельных людей.
3.1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
Большинство условий и факторов
успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как
отражает особенности поведения и взаимодействия оппонентов. Некоторые
исследователи выделяют организационные, исторические, правовые и другие
факторы. Рассмотрим их подробнее
Прекращение конфликтного
взаимодействия - первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта.
До тех пор, пока будут предприниматься какие-то действия с одной или с двух
сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью
насилия, речь о разрешении конфликта идти не может
Поиск общих или близких по содержанию
точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двусторонним
процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и
интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны
сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.
При разрешении конфликта сохраняется
устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в
отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему.
Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное
отношение. Главное - снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по
отношению к оппоненту.
Одновременно целесообразно перестать
видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему из-за которой
возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия.
Важно уменьшить негативные эмоции
противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка
некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к
третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к
самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.