Пользовательского поиска

Возможности к восприятию отражает такая характеристика человека, как наблюдательность. Наблюдение — преднамеренное, планомерное восприятие окружающего мира. Эта способность тре­нируема и влияет на возможность обучения.

В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состо­янии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что пред­ставляет для него интерес, соответствует его потребнос­тям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вы­зывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действи­ем и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явле­ния, отношения, свойства предметов, действия, мыс­ли, чувства других людей и свой собственный внутрен­ний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности че­ловека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание - характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслу­шиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь раз­личить какой-либо зрительный или звуковой образ, за­пах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памя­ти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внима­ние - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припо­минание, воображение и др.

П.Я. Гальперин отмечал, что, во-первых, внимание ниг­де не выступает как самостоятельный процесс. И для са­мого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленность внимания определяет­ся как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечи­вает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта