Пользовательского поиска
|
Возможности к восприятию
отражает такая характеристика человека, как наблюдательность. Наблюдение —
преднамеренное, планомерное восприятие окружающего мира. Эта способность тренируема
и влияет на возможность обучения.
В каждый момент своего
бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с
кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить
одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет
то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям,
жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и
сосредоточенности на нем. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вызывает
естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более
сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с
действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».
Внимание - это
направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.
Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения,
свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный
внутренний мир.
Внимание не является
самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности
человека; она входит как необходимый компонент во все виды психических
процессов. Внимание - характеристика любого психического процесса: восприятия,
когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить
какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем
какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся
запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.
Таким образом, внимание - это способность выбирать важное для себя и
сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и
др.
П.Я. Гальперин отмечал, что,
во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого
человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность,
настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И во-вторых,
внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом
является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
За вниманием всегда стоят
потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленность внимания
определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания
предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и
ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.