Пользовательского поиска
|
Нередко развитию ощущений
уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными
познавательными процессами - памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно
ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный
потенциал развития ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется.
Знания об окружающем мире
при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения,
но и через восприятия. И ощущения и восприятия - звенья единого процесса чувственного
познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные
особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных
свойствах, качествах предмета - о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр.
Но в реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто
громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или
электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос
человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений,
обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает
не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего
мира в целом.
Восприятие - это отражение
предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их
свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
В основе восприятия лежат
ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Без ощущений невозможно
восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в
виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не только выделяем группу
ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ,
понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие
человека невозможно без деятельности памяти и мышления. Большое значение в
процессе восприятия имеет речь, называние, т.е. словесное обозначение,
предмета.
Физиологической основой
восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов.
Восприятие пространства
является необходимым для ориентации человека. Сюда относится восприятие формы,
величины, взаимного расположения предметов, рельефа, удаленности, направления.
Восприятие времени — это оценка длительности, скорости и последовательности
явлений действительности. Восприятие движения, т.е. изменение положения
предметов во времени.