Пользовательского поиска
|
- способностью говорить и
понимать речь других людей и пр.;
- способностью быть
внимательным.
Все эти способности
развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной
деятельности человека.
Психические процессы, с
помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются
познавательными процессами. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие,
внимание, память, мышление и воображение.
Простейшими, но очень
важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют
нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном
организме. Они дают возможность ориентироваться нам в окружающих условиях и
сообразовывать с ними свои действия и поступки.
Ощущения - начальный
источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму,
цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений,
улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно
ощущения дают материал для сложных психических процессов - восприятия, мышления,
воображения.
Если бы человек был лишен
всех ощущений, он никакими способами не мог бы познавать окружающий мир и
понимать, что происходит вокруг.
Обязательным условием
возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или
явления на наши органы чувств. Окружающая действительность, воздействуя на наши
органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает
ощущения.
В настоящее время
насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих
воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений
возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.
Ощущения, как правило, не
существуют независимо и изолированно друг от друга Работа одного анализатора может
влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые
музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а
резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение.
Чувствительность, т е.
способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является
безусловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует
на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Человеческий слух
формируется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих
ощущений есть результат развития и воспитания.