Пользовательского поиска
|
В процессе овладения
знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного
уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей.
Способности не могут быть
поняты и не могут рассматриваться вне личности. Развитие способностей и
развитие личности - взаимообусловленные процессы. Именно на это обращают
внимание психологи, подчеркивая, что «развитие способности дает не только
практический эффект, повышая качество деятельности, но и личностный эффект
удовлетворения от ее процесса, который, выступая подкреплением, оказывается, в
свою очередь, условием способности» (К.А. Абульханова-Славская).
И еще об одном
специфическом факторе психической индивидуальности нужно говорить, опираясь на
мнение Л.С. Выгодского, который выделял как один из главных фактор активности
самой личности. Этот фактор играет особое значение для взрослой личности,
которая может самостоятельно ставить перед собой задачи, быть
целеустремленной, активной в своей жизнедеятельности. Характеризуют эту сферу
такие понятия, как воля, уровень притязания, мотивация личности.
Поведение человека
определяется не только индивидуально-типологическими свойствами, образованными
темпераментом, характером и способностями, но и потребностями, которые имеет
личность и которые определяют ее мотивацию. Потребность — это состояние нужды
человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для
нормального существования и развития. Потребность активизирует организм,
стимулирует его поведение, направляет на поиск того, что нужно. Основными
характеристиками человеческих потребностей являются сила, периодичность
возникновения, способы удовлетворения и предметное содержание (т.е. с помощью
чего потребность может быть удовлетворена). Потребности бывают органические,
материальные, социальные и духовные.
Важное значение для
мотивации имеет цель, т.е. ближайший ожидаемый результат деятельности. Цель
способствует удовлетворению потребности, через нее формируется путь, способ
достижения необходимого для личности результата.
Наличие развитой
мотивационно-потребностной сферы способствует более успешному поведению,
лучшей адаптации личности. Знание об особенностях этой сферы у определенного
человека: о содержании, структуре, ее развитости — позволит прогнозировать
поведение в той или иной ситуации, осуществлять мотивирование и стимулирование
в учебной, профессиональной деятельности.
Термин «эмоция» (от лат.
emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям
и ситуациям в жизни.