Пользовательского поиска
|
решающее значение в
развитии и изменении темперамента. Организуя жизнь ребенка, мотивируя формы и
способы его поведения и отношений, взрослый как бы «воспитывает» темперамент
ребенка.
Центральным моментом в
индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности
определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее
индивидуальности.
Способности - это
внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его
взаимодействия с внешним миром.
Способности - это такие
индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям
данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения
Иными словами, под
способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным
к успешному выполнению определенной деятельности.
Показателями способностей
в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения
в той или иной области человеческой деятельности.
Человек не рождается, имея
способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки,
составляющие природную основу развития способностей.
Способности не только
проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда
являются результатом развития. По самому своему существу способность есть
понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.
Развитие способностей
совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет
способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего
развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).
Так, способности ребенка
формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием
материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной
предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки.
Выделяют два уровня
развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на
первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность
овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять
ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором
уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.