Пользовательского поиска
|
Известны три основные
системы, описывающие сущность темперамента. Первая, гуморальная, принадлежит
древнегреческому ученому, врачу Гиппократу. Он описывал четыре типа
темперамента, свойства которых определяет преобладающая в организме жидкость: у
флегматика-слизь, у сангвиника - кровь, у меланхолика - черная желчь и у
холерика - желчь. Названия этих четырех типов сохранились с тех пор.
Вторая система,
конституциональная, описывает свойства темперамента в связи с физическим
строением, соотношением частей тела и другими особенностями конституции
человека.
Третья связывает типы
темперамента с деятельностью центральной нервной системы. Учение И.П. Павлова
выделяет три основных свойства нервной системы - силу (способность долго
выдерживать напряжение, реагировать на раздражитель), подвижность (скорость
реагирования на раздражитель, время реакции) и уравновешенность (баланс между
торможением и возбуждением). Сочетания этих свойств образуют четыре типа
темперамента:
1) сильный,
уравновешенный, подвижный - сангвиник;
2) сильный,
уравновешенный, инертный - флегматик;
3) сильный,
неуравновешенный - холерик;
4) слабый - меланхолик.
Темперамент выступает в
качестве основы для формирования многих свойств личности. Это такие свойства,
как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.
Наиболее простое,
естественное проявление темперамента можно наблюдать в детском возрасте.
Темперамент дает о себе знать очень рано, уже на первом году жизни, ибо в
основе темперамента, как мы знаем, лежат врожденные типы нервной системы. Они
составляют задатки, или природные предпосылки, которые функционируют,
проявляются у ребенка в его поведении, при его взаимоотношении с окружающими
людьми и условиями жизни.
У большинства младших
школьников черты темперамента обнаруживаются весьма четко и определенно. Чем
старше ребенок, тем сложнее его отношения с миром и, следовательно, тем чаще он
испытывает воздействия этого мира, которые в той или иной степени могут изменять
особенности его темперамента.
Решающее значение в формировании динамических характеристик поведения ребенка имеют не сами по себе врожденные свойства нервной системы, а реальные взаимоотношения его с окружающими людьми, обстоятельства его жизни, направленность и характер его деятельности. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрослым имеет