Пользовательского поиска
|
Наряду с образами памяти,
которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно
новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не
воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой
именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак,
воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых
образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Каждый образ, созданный в
воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием
действительности. Воспроизведение - основная характеристика памяти,
преобразование - основная характеристика воображения. Если основная функция
памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.
При помощи воображения
человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных
сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на
этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому
способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания,
данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми
сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью,
мышлением, чувствами.
Без достаточно развитого
воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Читая
произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о
чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины
незнакомой ему природы. Воображение способствует обучению, при котором
становиться возможным воссоздание, моделирование действительности, например, в
игре. Благодаря воображению создаются новые оригинальные произведения, которых
никогда не было.
Чем больше будет
участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более
творческой будет его учебная деятельность.
Непроизвольная психика.
Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается, прежде всего, то, что нам нравится, на что мы обратили