Пользовательского поиска
|
предметами и их заместителями". В
то же время данная форма мышления является основой для образования логического
мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом,
к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя
способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое
мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период,
когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы
определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития.
Накопление к старшему дошкольному
возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития
восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство
уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных
и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения.
Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели,
выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течении довольно длительного
времени.
При выполнении волевых действий
значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится
произвольно управляемым. Вместе с тем, все больше значение приобретает
словесная инструкция взрослого, побуждая ребенка к определенным действиям. "У
старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной
ориентировки". Игра и требует
заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в
значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой
регуляции поведения.
В этом возрасте происходят изменения в
мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов,
придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Принятие
наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку
идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В
этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий
мотивов является оценка действий взрослыми.
Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для