Пользовательского поиска
|
сосредоточиться на чем-то
однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть
достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности
отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте
носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него
представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом,
объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением
к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным
возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-7 лет
несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. "В
старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления
через достаточно длительный срок".
Одним из основных достижений старшего
дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого
запоминания можно отметить у детей в
возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во
многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и
вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий
достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то
обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель,
направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности
связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы специально
предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое
и ассоциативное связывание материала.
Таким образом, к 6-7 годам структура
памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием
произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не
связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее
продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.
Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.