Пользовательского поиска
|
Битянова М.Р., Кравцова Е.Е., Безруких
М.И.) и психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную
адаптацию ребенка в 1 классе.
Адаптация в 1 классе – особый и
сложный период адаптации в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль
ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение –
появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в
которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически
не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает
трудности в адаптации к школе и может
быть дезадаптирован.
Под школьной дезадаптацией понимается
«некоторая совокупность признаков, свидетельствующих признаков о несоответствии
социально-психологического и психофизического статуса ребенка требованиям
ситуации школьного обучения овладение которой по ряду причин становится
затруднительным или, в крайних случаях, невозможным». Нарушения психического
развития приводит к тем или иным нарушениям школьной адаптации. Интеллектуальные
нарушения приводят к трудностям в овладении учебной деятельности, личностные –
к трудностям в общении и взаимодействии с окружающими, особенности
нейродинамики (гипердинамический синдром, психомоторная заторможенность или
нестабильность психических процессов) влияют на поведение, что может нарушать и
учебную деятельность, и взаимоотношение с окружающими. В связи с этим
представляется, что в понятии «готовность к школе» возможно выделить две
подструктуры: готовность к учебной деятельности (как профилактика к учебной
дезадаптации) и социально-психологическая готовность к школе (как линия
профилактики социально-психологической дезадаптации к школе).
В какой степени актуальна проблема
социально-психологической готовности к школе и констатируется ли она в
начальной школе? Исследования М.В. Максимовой, М.Е. Зеленовой, Р.В.
Овчаровой свидетельствуют о том, что
феномен социально-психологической дезадаптации существует у учащихся начальной
школы и может проявляться примерно в 37% случаев.
Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и социокультурной запущенности. Проявления дезадаптации различны – они могут быть выделены по объективным и внешне выраженным показателям: социометрическим статусам, не желанию или не уверенного или агрессивного