Пользовательского поиска
|
взрослые, много выигрывают от близких,
доверительных отношений. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия,
овладевают социальными навыками и развивают самоуважение. Дружба придает
структуру активности ребенка в играх. Она усиливает и укрепляет групповые
нормы, установки и ценности, а также служит задним планом для индивидуального и
группового соперничества.
Характер дружбы меняется на протяжении
детства. Эгоцентрический характер дружбы, свойственный дошкольникам и ученикам
1-2 классов, в дальнейшем изменяется, дети начинают устанавливать более близкие
отношения, чаще всего с лучшими друзьями.
Наиболее распространенной становится
групповая дружба. Размер группы сверстников ограничен тем условием, что все ее
члены должны взаимодействовать между собой. Кроме того, группа сверстников
относительно устойчива и сохраняет свое единство в течение некоторого времени.
Ее члены разделяют много общих ценностей, а общие нормы регулируют
взаимодействие и влияние каждого ребенка. И наконец, взаимодействие членов группы
определяется степенью статусной дифференциации, - существует хотя бы временное
разделение на лидеров и ведомых.
Группы сверстников остаются важными в
течение всего среднего детства (с 6 до 12 лет), но за это время, как в их
организации, так и в их значении для ребенка происходят заметные перемены.
Вначале группы сверстников относительно
неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих
правил и их состав быстро изменяется. Конечно, многие игры проводятся по
строгим правилам. Однако структура самой группы отличается в этом возрасте
большой гибкостью.
Группа сверстников приобретает
существенно большее значение для ее членов, когда они достигают возраста 10-12
лет. Соответствие группе приобретает исключительную важность для ребенка,
который теперь может проявлять поистине религиозное преклонение перед принятыми
правилами и нормами поведения. Давление со стороны сверстников приобретает для
ребенка неодолимый характер. В группе появляются специальные требования к
желающим стать членами группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные
собрания полноправных членов группы. Группы почти всегда состоят из
представителей одного пола, и для каждого пола характерны свои интересы, род
занятий и формы взаимодействия.