Пользовательского поиска
|
1.4. Психосоциальное развитие детей младшего школьного возраста
Если Шекспир был прав и весь мир – это
театр, то сцена, на которой дети играют свои роли, в период младшего школьного
возраста заметно расширяется. Если до
этого вся жизнь ребенка проходила главным образом в семье, то с момента
поступления в школу ему открывается более широкий мир, состоящий из
одноклассников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству.
Расширение мира ребенка происходит непрерывно, хотя и неравномерно, ускоряясь
такими важными для него событиями, как поступление в первый класс, вступление в
различные клубы, посещение внешкольных занятий, участие в рискованных вылазках
за пределы ближайшей округи.
В младшем школьном возрасте дети должны
научиться принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, расширяющихся и
конфликтующих половых ролей, а также учитывать множество социальных норм,
правил и предписаний. Дети достигают этого разными способами. Одни движутся по
пути прямой социализации, связанном с вознаграждением желательного поведения и
наказанием нежелательного, а также подражанием поведению доступных наблюдению
ролевых моделей. Социальное научение помогает детям приобрести уместные в
данном обществе формы поведения и социальные установки. Другой способ, с
помощью которого дети узнают о социальном мире, связан с психодинамическими
процессами и формированием защитных механизмов.
Кроме того, дети приобретают знания о
мире людей благодаря процессу, называемому социальным познанием. Понимание
детьми социального мира с возрастом изменяется, как и их представления о
физическом мире.
В младшем школьном возрасте социальное
познание становится важной детерминантой поведения детей. Именно в это время
дети должны научиться разрешать осложнения в дружеских отношениях и разбираться
в вопросах справедливости, соблюдать социальные правила, обычаи и связанные с
полом условности, уважать власть и нравственный закон. Дети начинают
присматриваться к миру людей и постепенно постигать принципы и правила, по
которым он существует.
У дошкольников понимание мира ограничено
их эгоцентризмом. В младшем школьном возрасте они развивают мене
эгоцентрическую позицию, принимающую в расчет то, что думают и чувствуют другие
люди.
В этом возрасте важное значение приобретает дружба. Она оказывает огромное влияние на социальное и личностное развитие ребенка. Дети, как и